Почему так важно иметь правильно настроенную гамма-кривую, о которой так много упоминалось в первой части статьи? Чтобы это понять, нужно остановиться подробнее на каждом из этапов калибровки. Как уже отмечалось, при калибровке устанавливается максимальная яркость и цветовая температура белой точки, точка черного, корректируются тоновые кривые и измеряются чистые цвета, которые может воспроизвести монитор. С цветовой температурой должно быть все понятно даже на интуитивном уровне. Это цветовой оттенок белого, если так можно выразиться, по которому наше зрение будет адаптироваться и, соответственно, воспринимать все остальные цвета. С яркостью тоже более-менее все понятно (об этом, чуть ниже). Черная точка. От нее зависит насколько глубоким будет на мониторе черный цвет и какой мы получим итоговый контраст. Если минимальный уровень черного на мониторе слишком высок (этим страдают TN-матрицы), придется максимальную яркость белой точки тоже выставлять очень высокой, чтобы монитор мог воспроизвести все 256 градаций яркости. Однако, в относительно темном помещении такой монитор будет восприниматься, как прожектор. Если же максимальную яркость белой точки выставить ниже (при высоком уровне черной точки), то мы потеряем часть градаций (особенно в тенях). Чистые цвета, которые монитор может отобразить, нужно измерить и вычислить их цветовые координаты для того, чтобы определить его цветовой охват. То есть, способность монитора отображать полный набор цветов в пределах того, или иного цветового пространства.
Небольшое отступление. Существуют несколько разновидностей пространств RGB. На сегодняшний день, наиболее распространенным цветовым пространством является sRGB, с относительно узким цветовым охватом. Связано это с тем, что до недавнего времени мониторы были не в состоянии отображать другие цвета. Каким образом можно его описать? Перво-наперво нужно точно определить, что мы подразумеваем под красным, зеленым и синим цветами. Для разных людей понятие красного, к примеру, может достаточно сильно варьировать. В самом цветовом пространстве sRGB красный описывается, как (255R 0G 0B). Но RGB-пространство существует не одно. И в каждом из них красный будет описываться точно так же. А реально, это будет разный красный. Как же быть? Для этого можно каждый из этих красных описывать в цветовом пространстве Lab. В цветовой охват которого заведомо попадают не только все цвета всех разновидностей пространств RGB, но даже и несуществующие цвета. То есть такие, которые мы не только не видим, но и не можем представить даже мысленно. Таким образом можно однозначно определить понятие каждого цвета для любой из разновидностей пространста RGB. Так, к примеру, для пространства sRGB красный имеет координаты в Lab (54L 81A 70B). А для пространства Adobe RGB, имеющему больший цветовой охват, красный описывается в Lab уже как (63L 90A 78B).
Более подробно ознакомиться с описанием различных цветовых пространств можно в этой статье: http://www.art-olimp.ru/ts_ohvat.html
На сегодняшний день уже появились мониторы с расширенным цветовым охватом. Пока их немного, но все основные производители уже считают своим святым долгом и обязанностью (во имя маркетинга) расширять свои модельные ряды. Цветовой охват таких мониторов уже не sRGB, а вплотную приблизился, а в некоторых моделях и превысил, охват Adobe RGB. Стандарт sRGB был придуман для единообразного отображения изображений различными мониторами и различными приложениями. И многие приложения Windows просто не поддерживают профили монитора, так как не возникало необходимости. Подавляющее число (если не все) современных мониторов отображают sRGB (хуже или лучше). Для широкого цветового охвата придумали Adobe RGB, ProPhoto и т.д. Их придумали вне привязки к какому-либо монитору, да и мониторов-то таких раньше не было. Они понадобились для того, чтобы не урезать цветовой охват изображений, которые предназначены не для просмотра на экране монитора, а для печати. Теперь, когда появились мониторы с расширенным цветовым охватом, возникла проблема "обратной" совместимости. Зачем это нужно, и нужно ли вообще, зависит от того, какие задачи ставит перед собой пользователь, но в любом случае несколько выходит за рамки тематики этой статьи.
После этого небольшого отступления, давайте снова вернемся к калибровке. Основные моменты мы разобрали. Остался последний, весьма важный параметр, тоновая кривая. Или, как общепринято называть, гамма. Что же это такое? Если черная точка в любом из RGB-пространств описывается как (0R 0G 0B), а белая как (255R 255G 255B), то величина (128R 128G 128B) означает нейтральный серый цвет. А каким он должен быть, этот серый? Насколько темным, или светлым? По логике, исходя из цифр, он должен быть средним между черным и белым, в случае линейной функции. Но это с точки зрения измерительного прибора. А вот с точки зрения человека, все выглядит несколько иначе. Дело в том, что в тенях человек различает градации яркости лучше, чем в светах. Поэтому, в случае линейной функции (гамма равна 1,0), между (225R 225G 225B) и (220R 220G 220B) разница будет заметна существенно меньше, чем между (75R 75G 75B) и (80R 80G 80B). Поэтому, имеет смысл выбрать в качестве средней точки более темный оттенок серого, нежели тот, который измерен прибором. А чтобы не входить в противоречие с числами, нужно изменить функцию с линейной, на степенную (как раз значение аргумента степени этой функции и называется гаммой). Таким образом, оттенки серого темнее (128R 128G 128B) будут располагаться на графике плотнее, а более светлые дальше друг от друга. То есть, график зависимости примет форму степенной функции. И от того, насколько эта кривая будет точной, зависит отображение тех, или иных участков серой шкалы. А самым пакостным моментом является то, что форма этой кривой должна совпадать у всех трех цветовых каналов. Иначе, на нейтральных градиентах, на разных участках начнут проявляться цветные оттенки. И никакими ручными настройками монитора устранить этого не удастся. То есть, положим, вы ручной настройкой добились хорошего отображения светов, но тени у вас окажутся цветными. Или, наоборот. Поэтому, при калибровке, нужно добиться совпадения гамма-кривых всех трех каналов. Органы управления монитором этого не предусматривают. Этого можно добиться только программно-аппаратным путем. Правильный путь, это использование внешнего калибратора совместно со специализированным программным обеспечением. Калибратор производит все необходимые измерения, генерируя на мониторе нужные тестовые изображения, устанавливает яркость и цветовую температуру белой точки (согласно заданным параметрам) и записывает корректировочную таблицу для каждой из трех кривых, либо в LUT видеокарты, либо прямо в LUT монитора. Последнее намного предпочтительнее, естественно. Однако, такая возможность предусмотрена только в дорогостоящих профессиональных мониторах.
Но это правильный путь. А как быть тем, у кого нет калибратора? Идеальным вариантом было бы взять у знакомых, или заказать построить профиль монитора профессионалам. Но, опять таки, это идеальный вариант. Как быть тем, у кого монитор дешевле калибратора, а то и услуг профессионала, но хочется привести его в состояние, когда картинка, хотя бы приближенно, похожа на то, что и должно быть? Или, хотя бы, просто оценить насколько правильно монитор отображает изображения. Есть некоторые решения и для этого случая. Самое сложное, в этом случае, установить правильную цветовую температуру белой точки. То, что в меню и настройках предлагает монитор (выбрать необходимую цветовую температуру), часто, мало отвечает действительности. И кроме как с использованием измерительного прибора, достаточно точно сделать это не представляется возможным. Только "на глазок". А учитывая высокую адаптивность человеческого зрения, сделать это затруднительно. Поэтому, будьте готовы к тому, что этот параметр у вас будет отличаться от стандарта. По остальным параметрам, монитор можно настроить достаточно хорошо. Существует много тестовых изображений и небольших утилит для настройки яркости и контраста (см. в первой части статьи). Сложнее, с коррекцией гамма-кривых.