Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход 
Image 1 Image 2 Image 3 Image 4 Image 5 Image 6 Image 7 Image 8

Камчатка

Камчатка — страна печальная, гористая, влажная.
Ветры почти беспрестанные обвевают ее.

Байкал

Скажи, Байкал, скажи, могучий, мне тайну скрытую веков –
Когда явился ты Сибири по воле духов иль богов?

Алтай

Есть на карте России величавый Алтай.
Многолик, многогранен этот сказочный край.

Санкт-Петербург

Белой ночью месяц красный выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный, отражается в Неве.

Шумак

Здесь дух великого монгола царит средь каменных вершин.
И в песне древней хайта-гола воспет суровый Темучин

Петергоф

Здесь море, здесь шумят фонтаны, и бъют кипучим серебром,
Деревья старцы-великаны посажены самим Петром

Приморье

Туманом окутались горы, недвижно лежит океан.
И в сердце, объятом тоскою, клубится осенний туман.

Рускеала

Есть чудо-край озер прозрачных. Сюда под гомон журавлей
В фате черемух, новобрачной, приходит ночь снегов белей...

Thumb1
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Используйте ↑ и ↓ или колесо мыши для перелистывания     Для просмотра альбома нажмите на миниатюру справа
  • О сайте
    Мысли вслух об этом сайте, и зачем я вообще устроил себе эту головную боль :-)
  • Новости
    Ну, что тут сказать? Новости, они и в Африке новости :-)
    Если будет не лень, и если не заброшу это мероприятие, буду что-то публиковать.
  • Галереи
    Описание и выбор для просмотра тематических фотогалерей.
    Выбрать для просмотра фотогалерею вы также можете полистав колесиком мышки на главной странице и нажав на миниатюру альбома справа.
  • Статьи
    Статьи и заметки о фотографии, о работе в Photoshop и другом ПО и вообще, обо всем, что связано с фотографией.
    Пока только собственные материалы. Потом, возможно, и других авторов.
  • Блог
    Мой небольшой блог, где я буду (а может, и не буду) делиться как собственными мыслями, так и интересными материалами других авторов о фотографии и работе в Photoshop.
  • Отзывы
    Гостевая книга.
    Здесь вы можете оставить свой отзыв о сайте, пожелания, или просто сообщение для меня.
˟
14:41
Про мониторы, их калибровку, и зачем это, вообще, нужно.

Про мониторы, их калибровку, и зачем это, вообще, нужно (часть вторая).

Почему так важно иметь правильно настроенную гамма-кривую, о которой так много упоминалось в первой части статьи? Чтобы это понять, нужно остановиться подробнее на каждом из этапов калибровки. Как уже отмечалось, при калибровке устанавливается максимальная яркость и цветовая температура белой точки, точка черного, корректируются тоновые кривые и измеряются чистые цвета, которые может воспроизвести монитор. С цветовой температурой должно быть все понятно даже на интуитивном уровне. Это цветовой оттенок белого, если так можно выразиться, по которому наше зрение будет адаптироваться и, соответственно, воспринимать все остальные цвета. С яркостью тоже более-менее все понятно (об этом, чуть ниже). Черная точка. От нее зависит насколько глубоким будет на мониторе черный цвет и какой мы получим итоговый контраст. Если минимальный уровень черного на мониторе слишком высок (этим страдают TN-матрицы), придется максимальную яркость белой точки тоже выставлять очень высокой, чтобы монитор мог воспроизвести все 256 градаций яркости. Однако, в относительно темном помещении такой монитор будет восприниматься, как прожектор. Если же максимальную яркость белой точки выставить ниже (при высоком уровне черной точки), то мы потеряем часть градаций (особенно в тенях). Чистые цвета, которые монитор может отобразить, нужно измерить и вычислить их цветовые координаты для того, чтобы определить его цветовой охват. То есть, способность монитора отображать полный набор цветов в пределах того, или иного цветового пространства.
Небольшое отступление. Существуют несколько разновидностей пространств RGB. На сегодняшний день, наиболее распространенным цветовым пространством является sRGB, с относительно узким цветовым охватом. Связано это с тем, что до недавнего времени мониторы были не в состоянии отображать другие цвета. Каким образом можно его описать? Перво-наперво нужно точно определить, что мы подразумеваем под красным, зеленым и синим цветами. Для разных людей понятие красного, к примеру, может достаточно сильно варьировать. В самом цветовом пространстве sRGB красный описывается, как (255R 0G 0B). Но RGB-пространство существует не одно. И в каждом из них красный будет описываться точно так же. А реально, это будет разный красный. Как же быть? Для этого можно каждый из этих красных описывать в цветовом пространстве Lab. В цветовой охват которого заведомо попадают не только все цвета всех разновидностей пространств RGB, но даже и несуществующие цвета. То есть такие, которые мы не только не видим, но и не можем представить даже мысленно. Таким образом можно однозначно определить понятие каждого цвета для любой из разновидностей пространста RGB. Так, к примеру, для пространства sRGB красный имеет координаты в Lab (54L 81A 70B). А для пространства Adobe RGB, имеющему больший цветовой охват, красный описывается в Lab уже как (63L 90A 78B).
Более подробно ознакомиться с описанием различных цветовых пространств можно в этой статье: http://www.art-olimp.ru/ts_ohvat.html
На сегодняшний день уже появились мониторы с расширенным цветовым охватом. Пока их немного, но все основные производители уже считают своим святым долгом и обязанностью (во имя маркетинга) расширять свои модельные ряды. Цветовой охват таких мониторов уже не sRGB, а вплотную приблизился, а в некоторых моделях и превысил, охват Adobe RGB. Стандарт sRGB был придуман для единообразного отображения изображений различными мониторами и различными приложениями. И многие приложения Windows просто не поддерживают профили монитора, так как не возникало необходимости. Подавляющее число (если не все) современных мониторов отображают sRGB (хуже или лучше). Для широкого цветового охвата придумали Adobe RGB, ProPhoto и т.д. Их придумали вне привязки к какому-либо монитору, да и мониторов-то таких раньше не было. Они понадобились для того, чтобы не урезать цветовой охват изображений, которые предназначены не для просмотра на экране монитора, а для печати. Теперь, когда появились мониторы с расширенным цветовым охватом, возникла проблема "обратной" совместимости. Зачем это нужно, и нужно ли вообще, зависит от того, какие задачи ставит перед собой пользователь, но в любом случае несколько выходит за рамки тематики этой статьи.
После этого небольшого отступления, давайте снова вернемся к калибровке. Основные моменты мы разобрали. Остался последний, весьма важный параметр, тоновая кривая. Или, как общепринято называть, гамма. Что же это такое? Если черная точка в любом из RGB-пространств описывается как (0R 0G 0B), а белая как (255R 255G 255B), то величина (128R 128G 128B) означает нейтральный серый цвет. А каким он должен быть, этот серый? Насколько темным, или светлым? По логике, исходя из цифр, он должен быть средним между черным и белым, в случае линейной функции. Но это с точки зрения измерительного прибора. А вот с точки зрения человека, все выглядит несколько иначе. Дело в том, что в тенях человек различает градации яркости лучше, чем в светах. Поэтому, в случае линейной функции (гамма равна 1,0), между (225R 225G 225B) и (220R 220G 220B) разница будет заметна существенно меньше, чем между (75R 75G 75B) и (80R 80G 80B). Поэтому, имеет смысл выбрать в качестве средней точки более темный оттенок серого, нежели тот, который измерен прибором. А чтобы не входить в противоречие с числами, нужно изменить функцию с линейной, на степенную (как раз значение аргумента степени этой функции и называется гаммой). Таким образом, оттенки серого темнее (128R 128G 128B) будут располагаться на графике плотнее, а более светлые дальше друг от друга. То есть, график зависимости примет форму степенной функции. И от того, насколько эта кривая будет точной, зависит отображение тех, или иных участков серой шкалы. А самым пакостным моментом является то, что форма этой кривой должна совпадать у всех трех цветовых каналов. Иначе, на нейтральных градиентах, на разных участках начнут проявляться цветные оттенки. И никакими ручными настройками монитора устранить этого не удастся. То есть, положим, вы ручной настройкой добились хорошего отображения светов, но тени у вас окажутся цветными. Или, наоборот. Поэтому, при калибровке, нужно добиться совпадения гамма-кривых всех трех каналов. Органы управления монитором этого не предусматривают. Этого можно добиться только программно-аппаратным путем. Правильный путь, это использование внешнего калибратора совместно со специализированным программным обеспечением. Калибратор производит все необходимые измерения, генерируя на мониторе нужные тестовые изображения, устанавливает яркость и цветовую температуру белой точки (согласно заданным параметрам) и записывает корректировочную таблицу для каждой из трех кривых, либо в LUT видеокарты, либо прямо в LUT монитора. Последнее намного предпочтительнее, естественно. Однако, такая возможность предусмотрена только в дорогостоящих профессиональных мониторах.
Но это правильный путь. А как быть тем, у кого нет калибратора? Идеальным вариантом было бы взять у знакомых, или заказать построить профиль монитора профессионалам. Но, опять таки, это идеальный вариант. Как быть тем, у кого монитор дешевле калибратора, а то и услуг профессионала, но хочется привести его в состояние, когда картинка, хотя бы приближенно, похожа на то, что и должно быть? Или, хотя бы, просто оценить насколько правильно монитор отображает изображения. Есть некоторые решения и для этого случая. Самое сложное, в этом случае, установить правильную цветовую температуру белой точки. То, что в меню и настройках предлагает монитор (выбрать необходимую цветовую температуру), часто, мало отвечает действительности. И кроме как с использованием измерительного прибора, достаточно точно сделать это не представляется возможным. Только "на глазок". А учитывая высокую адаптивность человеческого зрения, сделать это затруднительно. Поэтому, будьте готовы к тому, что этот параметр у вас будет отличаться от стандарта. По остальным параметрам, монитор можно настроить достаточно хорошо. Существует много тестовых изображений и небольших утилит для настройки яркости и контраста (см. в первой части статьи). Сложнее, с коррекцией гамма-кривых.

Про мониторы, их калибровку, и зачем это, вообще, нужно (часть третья).

Собственно, это часть последняя. Так сказать, логическое завершение. Остановились мы на самом важном для рядовых пользователей моменте. Правке гамма-кривых. По тестовым изображениям в первой части статьи можно только проверить насколько хорошо согласованы гамма-кривые. Но нам ведь нужно еще и откорректировать их. Самые любопытные должны были уже набрать в поиске "ColorLineTest" (название утилиты, упоминавшейся в первой части), и скачать эту сверхполезную программку. Однако, нашему народу свойственна непроходимая лень. Поэтому привожу ссылку, по которой можно скачать последнюю версию этой утилиты вместе с описанием, как с ней работать:

http://victal.at.tut.by/CLTest.rar (365К)

В принципе, на этом можно и закончить. Третья часть получилась совсем маленькой. Дело в том, что описание очень подробное и пошаговое. Хочу только предупредить. Если у вас совсем уж старенький дешевый монитор, то будьте готовы к тому, что даже в пределах площади окна программы по умолчанию, вам не удастся добиться равномерности цвета совмещаемых полос. Это связано с очень неравномерной подсветкой ламп. Придется выкручиваться "на глазок". Либо, уменьшить окно (но равномерности по площади монитора от этого не прибавится, естественно).

В завершении, хочу отметить еще несколько полезных утилит при калибровке монитора.

Displayprofile

Позволяет мгновенно переключаться с профиля на профиль (только для профилей содержащих корректировочную таблицу для LUT).

Calibration Tester

Утилита для отображения текущего содержимого LUT. Умеет
сохранять таблицу в текстовый файл и загружать оттуда. Очень удобно для ручной правки. А можно и автоматизировать, записав таблицу в Exel.

Color Lab

Универсальная утилита с огромным количеством возможностей.

PowerStrip

Очень популярная утилита. Позволяет регулировать огромное количество параметров видеокарты. В тандеме с PhotoShop может вполне конкурировать по эффективности с ColorLineTest.

В заключении, хотелось бы добавить, что в данной статье практически не затронуты вопросы калибровки многомониторных систем и мониторов с расширенным цветовым охватом. Думаю, что те, кто имеет такое оборудование, и сами вполне в состоянии справиться с возникающими проблемами. Правда, информации об этом в сети исчезающе мало. Будет не лень, или если возникнет интерес у тех, кто это читает, напишу дополнение к статье. В котором систематизирую результаты трех-четырехнедельных заклинаний и плясок с бубнами вокруг своей двухмониторной системы, в которой один из мониторов обычный, а другой с расширенным цветовым охватом.


Категория: Фотография | Добавил: Плешепроедатель (23.02.2015)
Просмотров: 134 | Теги: фотография, калибровка монитора | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
˟
avatar